Нет сомнений в том, что чтение важно — оно обучает, вдохновляет, развлекает и многое другое. Но с тысячами книг, публикуемых каждую неделю, как читатель (особенно тот, который только начинает читать) решает, какую из них выбрать? Этот вопрос часто возникает у меня как из-за моей работы библиотекарем, так и из-за того, что я сам читатель! Так как же выбрать, лучшие книги?
Слишком много людей позволяют своему чтению руководствоваться вкусом других; они ограничиваются списками бестселлеров или последним увлечением публикациями или хотят только читать «правильные» книги. У скольких людей любовь к чтению была подорвана попытками заполонить себя так называемыми классическими или непрозрачными литературными томами? Как будто литературная фантастика или классика (если есть даже правильное определение для этих терминов) являются вершиной вкуса чтения. На самом деле, ни классика, ни литературная литература не являются категориями, которые помогают классифицировать вкусы читателей. Чем отличаются классические произведения, такие как «Смерть приходит за архиепископом» Виллы Кэтэр или «Вайнсбург» Шервуда Андерсона из «Эпохи невинности» Эдит Уортон? Три романа были написаны американскими авторами в течение десяти лет друг от друга (1927, 1919, 1920 соответственно), и все же качества, которые привлекают читателей к ним, сильно различаются!
Имея так много вариантов, каждый читатель может найти книгу, соответствующую их предпочтениям. Тем не менее, это изобилие возможностей также может быть слишком хорошим. Как желающий читатель просеивает книги, чтобы найти книгу, которая им подходит? Не бойся, есть способы.
Вам нравятся истории, которые бросают вас вперед с головокружительной скоростью, или вы предпочитаете, чтобы они прогуливались вдоль пахнущих цветов? Вы поклонник темного юмора или комедии? Вы хотите книгу, которая вас всех расшевелит или беспокоит, или книгу, которая заставляет вас слишком бояться оставаться дома одна? Ваша любимая история рассказана в витиеватой, барочной, экстравагантной поэзии или в вареной, стаккато, прозаической прозе?
Все эти вопросы напрямую связаны с выделением «обращений», к которым вы обращаетесь. Я упоминал об апелляциях в предыдущей статье, когда говорил о «Рекомендации читателей» — подполе библиотечного дела, посвященном рекомендациям книг. Там я упомянул Джойс Дж. Сарикс, которая в своей книге «Консультации для читателей» в публичной библиотеке выделяет пять аспектов апелляций:
Шагая: как быстро книга движется? Это переворачивание страниц или, как для меня «Война и мир», займет месяц?
Характеристика: Как персонажи относятся к автору? Они так глубоко описаны, что книгу можно назвать изучением характера? Или они просто архетипические шахматные фигуры в сложной игре?
Сюжетная линия: Какова ориентация сюжета? Это характерно или ориентировано на действие? Очень сложный? Вдохновенный? Абсурд?
Стиль: Как можно описать авторский стиль письма? Запасной? Диалоговый? Поэтический? Запутанный?
Размышляя о ваших любимых историях (книгах, фильмах, пьесах, не имеет значения) с помощью этих терминов, вы сможете понять свои предпочтения. Это дает вам язык, чтобы сформулировать свои вкусы. Ищете ли вы роман или научно-популярную литературу, теперь вы можете начать составлять список историй, которые вы больше всего цените в гамме вариантов в мире!